Проблема ожирение: борьба и лечение лишнего веса

Ожирение лишний весОжирение – одно из наиболее распространенных заболеваний современности, от которого страдают миллионы людей по всей Земле.

Характеризуется наличием избыточных жировых отложений в гиподерме, а также прочих органах и системах, которые ведут к значительному увеличению массы тела (на 20% и более).

Вызывает физический и психологический дискомфорт, а также повышает риск развития сахарного диабета, инфаркта миокарда, атеросклероза, гипертонии и множества иных болезней.

Причины ожирения

Главной причиной ожирения и набора излишнего веса является дисбаланс между поступлением энергии и ее расходом. То есть ожирение начинает развиваться в тот момент, когда энергетические затраты организма начинают в несколько раз уступать энергетической ценности поглощаемой пищи. Таким образом, происходит отложение избыточного жира, который скапливается в так называемых жировых депо – брюшной стенке, подкожной клетчатке, сальнике и тому подобных зонах.

Поэтому одними из наиболее частых причин ожирения врачи склонны называть переедание в сочетании с пониженной физической активностью.

Но наряду с ними есть еще несколько факторов, способствующих набору излишнего веса. К ним относятся:

• эндокринные заболевания (гипотиреоз, инсулинома, гипогонадизм);

• прием гормональных и психотропных медикаментов;

• нарушения ферментативной активности, вызванные генетической предрасположенностью;

• беременность, климакс, период кормления грудью;

• постоянные стрессы и недосыпание;

• компульсивное переедание (обжорство, вызванное реакцией на дистресс).

Степени ожирения

В 1997 году ВОЗ предложила классифицировать ожирение по степеням с учетом различных показателей. Так, наиболее распространенной оценочной шкалой является та, что построена на основе анализа индекса массы тела (ИМТ), рассчитываемого по формуле: вес, кг/рост, м2.

При ИМТ:

• < 18,5 – наблюдается дефицит массы тела, сопровождающийся высоким риском развития иных патологий;

• 18,5 - 24,9 – вес тела в норме, идеален для большинства людей;

• 25,0 - 29,9 – доказывает наличие избыточной массы тела (или предожирения);

• 30,0 - 34,9 –характерен для I степени ожирения;

• 35,0 - 39,9 –свидетельствует о наличии II степени ожирения;

• 40 и более – очень высокий показатель, указывает на ожирение III и IV степени.

types.png

Кроме того, по локализации жировых отложений в различных областях тела выделяют абдоминальный, бедренно-ягодичный и промежуточный типы ожирения.

1. Первый чаще всего наблюдается у мужчин и характеризуется избыточными отложениями жира в области живота и верхней половины туловища.

2. Второй тип более присущ женщинам и выражен в виде локальных скоплений подкожного жира в зоне бедер и ягодиц.

3. Третий тип ожирения наблюдается в случае равномерного распределения жировых отложений по всему телу.

Симптомы и последствия ожирения

Ожирение симптомы

Основной симптом ожирения – это наличие излишней массы тела, при котором происходит избыточное развитие жировой ткани в зонах плеч, живота, бедер, спины и других характерных областей. При этом у больного заметно изменяется внешний вид - на лице появляется второй подбородок, а на животе образуются крупные жировые складки.

Вдобавок ко всему, при повышении степени ожирения, нередко появляются неприятные последствия: одышка, сонливость, слабость, отеки нижних конечностей, запоры и нервозность. Без надлежащего лечения вслед за ними развиваются нарушения в работе сердечной деятельности и пищеварительного тракта, затрудняется дыхание, а также возникают болезни печени, поджелудочной, почек и целого ряда других органов и систем.

И это далеко не все. Пущенное на самотек ожирение порой приводит к ряду куда более серьезных проблем со здоровьем. Среди них зачастую наблюдаются: сахарный диабет, сердечная недостаточность, остеохондроз, аменорея и даже онкология, проявляющаяся в виде рака толстой кишки, груди, простаты (у мужчин) или яичников (у женщин).

Диагностика и лечение ожирения

При лечении ожирения врачи оценивают длительность развития болезни, пищевые привычки больного, семейную предрасположенность и массу иных показателей. Наряду с этим проводится расчет ИМТ, а также оценка характера распределения жировой ткани по всему телу человека.

В качестве вспомогательных методов диагностики причин ожирения используются:

• УЗИ,

• компьютерная томография,

• ЯМР-спектроскопия,

• двухэнергетическая рентгеновская абсорбциометрия и прочее.

Дополнительно пациентам назначается консультация диетолога, психоневролога и инструктора по ЛФК.

Что же касается методов лечения столь неприятного недуга, то их существует несколько. При ИМТ< 35 основными мерами для снижения веса являются переход на гипокалорийное меню и повышенная физическая активность.

Если же ИМТ>30 (либо диета и спорт не приносят никакого результата в течение года) врач назначает прием определенных медикаментов. Среди них чаще всего используются амфетамины, Прозак, Ксеникал, Меридиа и прочие средства для снижения избыточной массы тела.

Оперативное вмешательство (гастрошунтирование, вертикальная гастропластика) показано лишь в том случае, если у больного наблюдается стойкое удержание лишнего веса (ИМТ>40).

В подобных ситуациях также может быть использована липосакция, представляющая собой вакуумное удаление чрезмерных скоплений жира в той или иной зоне (применяется только в косметических целях).

Как видно, ожирение – достаточно серьезная болезнь, с которой нужно бороться в самом начале ее проявления. Поэтому для того, чтобы избежать серьезных последствий, очень важно внимательно следить за своим ежедневным рационом, сохранять активный образ жизни и при любых подозрениях на набор лишнего веса тут же обращаться к врачу за консультацией.

От врачей Мед-Арт

Ожирение лечение

Справиться с проблемой ожирения можно, и врачи нашего центра помогут Вам в этом: пациенты получают рекомендации по правильному питанию, разработанные с учетом всех индивидуальных особенностей – возраст, пол, степень гормональных нарушений, наличие заболеваний других органов и систем, с учетом индивидуальных гастрономических пристрастий.

Задача врача - обучить вас правильно питаться и сформировать привычки, благодаря которым вы сможете поддерживать физиологический вес в течение всей жизни.

Проводится подбор медикаментозной терапии, выписываются рекомендации по физической нагрузке с учетом сопутствующей патологии, в комплексном лечении  ожирения используют также иглорефлексотерапию и массаж.